Изучение поведения краснозобых казарок и разработка рекомендаций по их содержанию в неволе

 

Краснозобые казарки (Branta ruficollis) содержатся в Московском зоопарке с 1930-х годов, однако вплоть до середины 1980-х гг. размножались они крайне редко и нерегулярно. После очередного завоза краснозобых казарок в зоопарк с Таймыра в 1983 г. было принято решение выяснить причины такого поведения для того, чтобы попытаться создать казаркам условия, необходимые для размножения в неволе. 

 

 

Краснозобые казарки – птицы с моногамной системой размножения, поэтому одно из обязательных условий размножений у этого вида – наличие и прочность связи между разнополыми партнёрам. При содержании в неволе у многих моногамных видов птиц, не имеющих полового диморфизма, возникают нарушения в образовании пар, что приводит к образованию однополых пар и группировок с преобладанием как самцов, так и самок. Поскольку аномалии в репродуктивном поведении могут снижать успех размножения, было предпринято изучение поведенческих механизмов, лежащих в основе образования и функционирования таких объединений (Володин, 1990а).

 

 

Поскольку система социальных связей определяет возможность размножения каждой конкретной птицы, возникла необходимость описания взаимоотношений в группах казарок. Для этого нужно было тщательно изучить поведение этих птиц. После продолжительных наблюдений за краснозобыми казарками в Московском зоопарке в 1985–1988 гг. и анализа их результатов был описан поведенческий репертуар – стереотипные выразительные движения (Володин, 1990б) и акустические реакции этого вида (Володин, 1990в).

 

Позы краснозобых казарок (рис. И.С. Сметанина, из: Володин, 1990б)

 

Для краснозобых казарок характерна длительная адаптация к условиям неволи: по опыту ряда европейских зоопарков, привезённые из природы птицы начинают размножаться не раньше, чем на 7–8 год.  В первые годы жизни в неволе во время репродуктивного периода концентрация половых гормонов в крови у казарок недостаточна для начала яйцекладки (Борисов, 1988). Возникло предположение, что недостаточная стимуляция их эндокринной системы может быть связана с несоответствием силы стимулирующих факторов внешней среды (прежде всего – светового и температурного режимов) в неволе и в природных местообитаниях. В частности, необходимая для начала размножения продолжительность светового дня в Москве наступала, когда температура была значительно выше, чем при такой же длине дня в естественных условиях обитания этого вида. Высокая температура, в свою очередь, угнетающе действует на социальное поведение и вес, как показатель физиологического состояния казарок (Володин, 1992). Выяснилось, что снижение массы тела может быть и следствием нарушения социального окружения, в первую очередь – изоляция от группы. Поскольку самцы более социально активны, чем самки (Володин, 1990б), они теряют её в большей степени. Физиологическое состояние самок гораздо сильнее зависит от постоянства связи с партнёром; если эта связь распадается, масса тела птицы резко снижается, что, видимо, является отражением эндокринных перестроек в организме (Володин, 1992).

 

 

В соответствии с этим была разработана программа стимуляции размножения краснозобых казарок с помощью изменения фотопериода и начата её реализация в Московском зоопарке. В результате эксперимента по манипулированию свето-температурными условиями период адаптации и начала размножения привезённых из природы краснозобых казарок сократился до 4 лет (Володин, Володина, 2001). Кроме этого, на основе результатов собственных наблюдений в природе и на опыте других зоопарков была изменена схема кормления с использованием сезонной смены кормовых рационов с разным содержанием протеина (Володин, 1991).

 

В результате выполнения проекта были выяснены основные факторы, от которых зависит размножение краснозобых казарок в неволе (Володин, 1991):

 

  • Содержание моновидовыми группами из расчета 1002 м территории на пару казарок.
  • Травянисто-кустарниковое покрытие вольер.
  • Сезонная смена кормовых рационов с различным процентным содержанием протеина.
  • Снижение фактора беспокойства (сетевое покрытие вольер).
  • Наличие и прочность парных связей между партнерами.
  • Возможность для каждой пары занять и защитить участок территории, пригодный для нормального спаривания и устройства гнезда.
  • Оптимальная величина социальной стимуляции со стороны партнеров по группе.
  • Стимуляция репродуктивной системы краснозобых казарок при помощи увеличенного светового дня.

 

Целью отдельного этапа исследований было сопоставить выраженность индивидуальных и половых различий в громких двусложных криках краснозобых казарок, оценить надёжность индивидуальной идентификации в течение нескольких лет и возможность акустического мониторинга для этого вида в природе. Для этого в Московском зоопарке в течение 5 репродуктивных сезонов (1985–1989 гг.) были записаны и проанализированы 1328 громких двухударных криков от 36 краснозобых казарок (22 самцов и 14 самок).

Индивидуальные крики самцов оставались стабильными от года к году, что свидетельствует о возможности использования «акустической дактилоскопии» (Volodin et al., 2008).

 

Индивидуальные различия в двухударных криках шести самцов краснозобых казарок (из:  Volodin et al., 2008)

 

Результаты проекта обсуждаются в публикациях:

 

Володин И.А. 1990а. Установление и поддержание социальных связей в группах краснозобых казарок в условиях неволи. – Бюлл. МОИП, отд. биол., 95 (3): 42–50.

Володин И.А. 1990б. Поведенческий репертуар краснозобой казарки Rufibrenta ruficollis (Anserini, Anseriformes). 1. Двигательное поведение. – Зоол. журн., 69 (9): 57–66.

Володин И.А. 1990в. Поведенческий репертуар краснозобой казарки Rufibrenta ruficollis. 2. Акустическое поведение. – Зоол. журн., 69 (10): 98–106.

Володин И.А. 1991. Синхронизация акустической активности в группе краснозобых казарок (Branta ruficollis). – Научные исследования в зоологических парках. Вып. 1. М.: 51–55.

Володин И.А. 1991. Факторы, влияющие на размножение краснозобых казарок в неволе. – Научные исследования в зоологических парках. Вып. 1. М.: 87–98.

Володин И.А. 1992. Масса тела краснозобых казарок в неволе: сезонная динамика, влияние температуры, фотопериода, социальных факторов. – Бюлл. МОИП, отд. биол., 97 (6): 29–42.

Володин И.А., Володина Е.В. 2001. Проблема адаптации к новым климатическим условиям при разведении краснозобых казарок в неволе. – Казарка, 7: 297–306.

Volodin I.A., Klenova A.V., Volodina E.V. 2008. Modelling bioacoustical monitoring through years with captive population of the red-breasted goose. – Казарка, 11 (1): 22–46.

 

Научно-популярная статья по теме проекта:

 

Володина Е.В., Володин И.А. 2007. Причуды краснозобых казарок. – Наука и жизнь, 2: 141–145.