Исследование состояния популяций гусей и казарок для разработки мер по их сохранению и рациональному использованию в бассейне реки Юрибей

Проект РГГ,  Межрегионального экспедиционного центра «Арктика» и Королевского института естественных наук Бельгии (Institut royal des sciences naturelles de Belgique); 2014 г.

 

Летом 2014 г. была обследована территория южной части полуострова Ямал. Впервые обследование проводили параллельно на модельном участке (пешие и лодочные маршруты) и на более обширной площади с использованием сверхлёгкого гидросамолёта (https://youtu.be/l3awdrEPltI).

 

 

В качестве модельного участка для изучения состояния популяций гусеобразных птиц и оценки антропогенного влияния был выбран бассейн реки Юрибей (южный Ямал). Здесь проходит северная граница распространения многих видов животных и растений. В этом районе в массе гнездятся особо охраняемые виды птиц: краснозобая казарка (Branta ruficollis), сапсан (Falco peregrinus), малый лебедь (Cygnus bewickii), пискулька (Anser erythropus), обыкновенный турпан (Melanitta fusca) – виды, занесённые в Красную Книгу ЯНАО. [01] В бассейне Юрибея плотность краснозобой казарки и сапсана наиболее высока по сравнению с другими районами полуострова Ямал. Это важнейший район норения песца (Alopex lagopus), гнездования и линьки массовых охотничьих видов гусей и уток: белолобого гуся (Anser albifrons), гуменника (Anser fabalis), морянки (Clangula huemalis), морской чернети (Aythya marila), шилохвости (Anas acuta), гаги-гребенушки (Somateria spectabilis). Кроме того, бассейн р. Юрибей – один из ключевых районов, обеспечивающих жизнедеятельность коренного населения полуострова, и расположен поблизости от территорий, на которых ведётся активное освоение углеводородного сырья.

 

 

 

В период с 30 июня по 25 июля 2014 г. в районе работали 2 группы исследователей. Одной группой было проведено детальное обследование участка реки Юрибей от фактории Тарко-Сале до места поворота Юрибея на запад (320 км).

 

 

Вторая группа проводила обследование прилегающих территорий с использованием сверхлёгкого гидросамолёта АН-27 (4050 км). Кроме этого, 20 июля был проведён учёт малого лебедя с вертолёта МИ-8 (650 км). Это позволило получить представление о распределении гусеобразных птиц в южной части полуострова Ямал и затем сопоставить эти данные с данными, полученными на модельном участке.

 

 

Особое внимание было уделено изучению популяций редких видов: пискульки, краснозобой казарки, малого лебедя и турпана. Поскольку в гнездовой сезон пискулька и краснозобая казарка тесно связаны с хищными птицами – тундровым сапсаном (Falco peregrinus calidus) и зимняком (Buteo lagopus), было проведено детальное обследование их мест гнездования.

 

 

Найдены и закартированы колонии краснозобой казарки и гнёзда сапсана и зимняка, получены данные о встречаемости и распределении 19 видов гусеобразных птиц, определены места основных предлинных концентраций малого лебедя и шилохвости. Получены данные о фенологии гнездования и отлёта на линьку 16 видов гусеобразных птиц, а также об успехе гнездования 4 видов гусей и казарок.

 

 

В целом успех гнездования редких видов оценен нами как очень низкий. Обратила на себя внимание крайне низкая численность гаги-гребенушки, турпана и чирка-свистунка. Численность всех видов гусеобразных птиц, за исключением малого лебедя, также оказалась гораздо ниже, чем в предыдущие годы. Мы полагаем, что идёт прогрессивное снижение численности популяций гусеобразных, гнездящихся в ЯНАО, связанное с антропогенным влиянием, в первую очередь с охотой и браконьерством. Параметры охоты, особенно осенней, на водоплавающую дичь в ЯНАО далеки от научно обоснованных, что приводит к истощительному и неэффективному использованию ресурсов гусеобразных птиц. Если в ближайшее время сроки, нормы добычи, «Перечень видов, относящихся к объектам охоты» и региональные «Правила охоты» не будут пересмотрены, численность популяций гусеобразных птиц в ЯНАО будет продолжать снижаться.

 

 

Отдельно необходимо описать случай нелегального сбора кладок сапсана на реке Юрибей. Из обследованных 8 гнёзд сапсана  7 оказались пустыми, а восьмое гнездо было новым со свежей кладкой. К каждому гнезду вели следы сапог. Гнёзда гусей, гнездящихся поблизости, также явно посещали, но кладки в них остались нетронутыми. По словам факторщика (фактория Тарко-сале), ближайшие к фактории обрывы на р. Юрибей в этом году посещал болгарин.

 

 

Поскольку подвид сапсана, который гнездится в тундре, пользуется огромным спросом и крайне редок у европейских заводчиков, мы полагаем, что кладки сапсана были собраны специально с целью вывоза и продажи.

От нелегального сбора яиц сапсана, кроме популяции этого вида, пострадали и тесно связанные с сапсаном экологически краснозобые казарки. Число колоний краснозобой казарки и число гнёзд в колониях в этом сезоне сильно уменьшились по сравнению с предыдущими годами.

 

На наш взгляд, территория Ямальского заказника, куда была включена территория бывшего природного парка «Юрибей», слишком велика, чтобы было возможно обеспечить там контроль над браконьерством. Мы считаем целесообразным создание точечных памятников природы в ключевых местах концентраций редких видов, где необходимо создать научные стационары, а также обеспечить постоянное присутствие инспекторов для борьбы с браконьерством.

 

По результатам проекта опубликована статья:

 

Розенфельд С. Б., Киртаев Г. В., Шоффеньель М., Ванжелюв Д. 2014. Краснозобая казарка и пискулька на Южном Ямале. – Казарка, 17: 46–56.

 

Научно-популярная статья об этом проекте и других исследованиях РГГ на Ямале:

 

Константинова Т. 2014. Гуси «в законе». – Ямал–Арктика, 2 (5): 61–64.